Приём в колледж / техникум
Вопрос – ответ
Какими нормативными документами регламентируется прием граждан с ограниченными возможностями здоровья в профессиональные образовательные организации?
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на текущий учебный год.

3. Локальные акты профессиональной образовательной организации.
Имеют ли льготы при поступлении в профессиональную образовательную организацию абитуриенты, имеющие статус «ребенок-инвалид», «инвалид детства», «инвалиды I, II, III группы»?
Прием осуществляется на общих основаниях в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
В случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств, то образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.
(Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 55, ст. 68)
Для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены ли особенности проведения вступительных испытаний?
Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья:

1. Граждане с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких поступающих.

2. При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:

- вступительные испытания проводятся для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;

- присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
- поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;

- поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;

- материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

(Приказ Министерства образования и науки об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на текущий учебный год)

Какие документы (кроме установленных) абитуриент с ограниченными возможностями здоровья должен предоставить при поступлении в профессиональную образовательную организацию?
Если абитуриент имеет статус «инвалид детства», «ребенок инвалид» или «инвалид», то на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ может быть оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида, которая предоставляется в профессиональную образовательную организацию.

Также абитуриент предоставляет в профессиональную образовательную организацию рекомендации Психолого-медико-педагогической комиссии (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082). 
(Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 55; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ; Положение о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082.
Как организовано обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях?
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
По медицинскому заключению и рекомендациям индивидуальной программы реабилитации инвалида или психолого-медико-педагогической комиссии обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано с использованием дистанционных образовательных технологий.
(Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464)
Какие установлены требования к комплектованию групп для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464)
Предусмотрено ли создание в профессиональных образовательных организациях условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?
Для организации профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях создаются специальные условия.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
(Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79)
Могут ли продолжить обучение в профессиональных образовательных организациях выпускники специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида, не имеющие основного общего или среднего общего образования?
Выпускники специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида принимаются на обучение по программам профессионального обучения (направление-профессиональная подготовка). (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79)
Предусмотрено ли обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатными учебниками и учебными пособиями в период обучения?
При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно учебники и учебные пособия. (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79)